Мордовский праздник “Шумбрат”
Как пишет “Национальный акцент”, представители мордовских общин из разных уголков России станут участниками третьего областного мордовского праздника “ “, который пройдет в Ульяновске 28 мая. Об этом сообщает пресс-служба правительства Ульяновской области.
На территории парка “Владимирский сад” развернутся сразу несколько развлекательных площадок. Пришедшие на праздник станут гостями мордовских подворий, примут участие в конкурсе “Играй гармонь” и побывают на выставке изделий народных мастеров. Состоятся соревнования по национальным видам спорта, пройдут мастер-классы по народным ремеслам, будет организован конкурс юных чтецов.
В рамках фестиваля состоится праздничный концерт, участниками которого станут лучшие самодеятельные и профессиональные коллективы из Ульяновской области, а также артисты из Мордовии, Татарстана, Чувашии и Самарской области.
По словам председателя региональной мордовской национально-культурной автономии Владимира Софонова, основная идея праздника это демонстрация лучших национальных культурных традиций мордовского народа. “Сегодня как никогда общество нуждается в сохранении и укреплении народных традиций. Этот праздник важен не только для мордовского населения Ульяновской области, но и для всех ее жителей”, – подчеркнул Сафонов. Первый мордовский праздник “Шумбрат” состоялся в Ульяновской области в 2014 году.
Сезонные обряды мордвы связаны с трудовой деятельностью народа. Делятся на обряды с определенными и нефиксированными датами.
Зародились и сформировались в глубокой древности: приурочивались к началу или завершению сельскохозяйственных работ (пахота, сев, уборка урожая, выгон скота в поле и т. д.). Эти дни были насыщены религиозно-магическими ритуалами. Через обрядовую атрибутику (дары, молитвы, заговоры) люди пытались воздействовать на природу, чтобы обеспечить плодородие полей, приплод скота, обезопасить от несчастий семью, жилище, сельскохозяйственные угодья.
Зимний обрядовый цикл начинался с Роштувань куд (Роштовань кудо), в котором особое место занимали игры ряженых. Использовались также заклинания, колядование (см. Колядка). На Новый год комплекс рождественских обрядов (в расширенном либо измененном виде) повторялся. Так, в обряде гадания наряду с молодёжью участвовали старики; гадали не только о суженых, но и о приплоде скота, погоде, об урожае.
В ночь под Новый год во многих сёлах жгли костры и прыгали через них. Этот обряд связывали с верой в очистительную силу огня. На Крещение катались на лошадях по улицам и вокруг села.
Последний зимний праздник в сельскохозяйственном календаре мордвы - Масленица. Строили карусель, имитирующую солнце: вбивали на горе большой кол, надевали на него колесо, к нему лучеобразно прикрепляли жерди, к которым привязывали салазки. Несколько человек крутили эту карусель, остальные катались. На Масленицу специальный обряд посвящался «выходу в общество» молодожёнов.
В канун Вербного воскресенья (первый христианский праздник весенне-летнего календаря) девушки ходили по селу из дома в дом и хлестали спящих ветками вербы, чтобы передать силу растения человеку, сделать его здоровым. В обрядах этого праздника просматривается особенно сильное смешение христианских и язычеких элементов. Большая группа обрядов проводилась на Пасху.
В середине 19 в. в некоторых мордовских сёлах Пасху встречали в Великую субботу. Празднично одетые девушка и молодой человек, олицетворявшие Пасху, обходили село.
Хозяева каждого дома выходили им навстречу с угощением. В этот день мордва устраивала поминовение предков, просила у них содействия в получении хорошего урожая, размножении скота, ограждении от болезней и зла. В некоторых местах на Пасху собирались мужчины и варили пасхальное пиво (м. Очи жинь пуре, э. Ине чинь пуре). Перед началом сева устраивали семейные и родовые озксы. Последним большим праздником весеннего цикла, приуроченным к концу сева, была Троица.
Мордовские крестьяне совершали моления, которые должны были обеспечить благоприятную погоду, хороший урожай, здоровье людям, приплод скота, благополучие в хозяйстве (м., э. атянь озкс, велень озкс, бабань озкс, или бабань каша, и др.). Этот праздник впитал дохристианские обычаи, связанные с почитанием растений: ими украшали дома, улицы, церкви.
Главным предметом обрядового цикла была нарядная берёзка, которую проносили по селу. В конце праздника устраивали традиционные гулянья, посвященные проводам весны (м. тундань прважама, э. тундонь ильтямо; до сих пор бытуют во многих мордовских селениях).
Летом проводились обряды, которые должны были обеспечить сохранность посевов, необходимое количество осадков (м. пиземонь анама озкс, э. пиземе озкс - «моление о дожде», эрзянский грань озкс «моление на меже»). Осенние обряды приурочивались к периоду созревания хлебов и фруктов. Перед сбором урожая устраивались моления в честь богов - покровителей плодородия (Масторавы, Норовавы и др.). С помощью магических действий, молений, ритуальной еды, молитв, жертвоприношений люди надеялись заручиться поддержкой богов в получении необходимых благ для общины (рода) и каждой семьи.
Матрена Садыкова
Проведение праздника "Шумбрат , Мордовия !",посвященного 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства
Цель мероприятия : -способствовать формированию у детей чувства любви, уважения к культуре мордовского народа ;
Вызвать интерес детей к прошлому, истории своего края, познакомить с мордовским национальным костюмом, народными обрядами и традициями мордовского народа ;
Формировать музыкально-слуховые представления,навыки интонирования мордовских народных песен и исполнения мордовских танцев ;
Знакомство с особенностями национального характера мордовского народа .
Музыкальный праздник "Шумбрат , Мордовия !"
Музыкальный зал украшен национальным орнаментом, костюмами и предметами быта мордовского народа
Ведущий : Шумбратада кельгома инжихть ! Шумбратада шабат ! Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь на праздник , посвященный нашей республике , нашей малой Родине. Дети, скажите, как называется республика, в которой мы живем?
Дети : - Мордовия !
Ведущий : А как называется город, столица Мордовии ?
Дети : - Саранск!
Ведущий : Правильно.
Ведущий. Ребята, а как называется город, в котором ты родился,
живешь, ходишь в школу?
Дети : -Рузаевка!
Ведущий : Правильно. Это и есть наша малая родина.
Ведущий :
Знаю, есть на земле города
Интересней, красивей, крупней,
Но связала судьбу навсегда
Я с Рузаевкой доброй своей.
Здравствуй, Мордовия , здравствуй,
Славься, родная земля!
Щедрой Мордовии , светлой Мордовии
Добрая песня моя!
Республика!
Твой гость - твой сын и брат
Его как друга чествуешь
«Шумбрат » -все вместе.
Шумбрат ! Шумбрат , Мордовия !
Гайняк! Гайняк, Мордовия !
Кельгома краеньке-най панжи маеньке
Мокшеэрзянь шачема-касома край!
Ведущ. Сейчас Мордовия – многонациональная гостеприимная республика. Все народы республики осознают , что основы их хорошей жизни в братской семье народов России .
Земля моя! Мордовия родная !
Здесь родились мы, здесь живем
Твои богатства всюду прославляя
О красоте мордовской мы поем
Здесь в Мордовии поля без края ,
До небес богатые леса,
От весенних лучиков играя –
Зацвела Мордовская земля !
Кругом звенят капели.
Ручьи поют, шумят.
О солнечной Мордовии
Ребята петь хотят.
Песня «Роман Аксясь»
Ведущий : В нашей республике живут люди разных национальностей : мордва , русские, татары, и другие, и все они живут очень дружно, как в одной семье.
7уч : Мордовия ! Земля моя,
Отчизна роз и соловья.
Мордовия ! Страна певцов,
Страна стихов и храбрецов!
Здесь небо всюду ясное
И солнце горячей
Я знаю, нет прекраснее
Мордовии моей !
9уч. А как легко здесь дышится,
Какой простор лесной
Родные песни слышатся
Над Мокшей и Сурой.
Наш край родной - мордовская земля ,
Тебе все наши песни и стихи
И любим мы раздольные поля,
Суры и Мокши чистые пруды!
Земли есть и красивей,
Мне не надо иной.
Ты ведь тоже Россия ,
Край Мордовский мой !
Выступать мы мастера.
Все мы русские и мордва .
Пели песни русские
Теперь поем мордовские .
Песня «Луганяса келунясь» - исполняют средняя группа
Мордовия моя – леса и пашни ,
Цветов и птиц привольная страна.
Ужели стороны родимой краше
На свете есть другая сторона?
Времени счастливая пора
Реки дружбы - Мокша и Сура!
Чтоб звенели песнями слова
Породнились с русскими мордва !
Етась тялось сась тундась
Ванды ули мазы майсь
Сембе нармоттне сайхть меки,
Конат тушендсть лямбе крайс.
Песня «Нармоннятне лиеда»
Ведущий : Родина! Какое слово! Могучее слово! От этого слова веет земляникой, припеченной солнцем, и речкой журчащей по камушкам, и сеном, и хлебом, весною,
которая начинается с треска набухающих почек.
Мордовия ! Зову тебя я милой
И самой дорогою стороной,
Ведь ты меня вспоила и вскормила
И мне земли не надобно иной.
Ни с чем ты несравнимая
Пленяешь красотой,
Земля моя любимая
Горжусь твоей судьбой.
Во Франции, в Италии
В Америке –везде!
Мордовские матрешки
В большой, большой цене.
19уч. Мордовские умельцы
Те чудеса творят,
О деревянных куклах
повсюду говорят.
Песня «Матрешки»
На мордовских посиделках
Наши бабушки давно
Пели песни и плясали,
Ткали тонкое сукно.
Дружно ткали, вышивали,
Поиграть не забывали.
Ребята! Сегодня мы поиграем в мордовскую игру «Ацинят, ацинят» («Ладушки, ладушки» )
Ацинят, ацинят
Сараз вацихть кяднянза
Эшиняса штазень (моем в речке)
Парьхциняса нардазень (вытираем руки)
Проводим пальчиковую гимнастику для рук : Тя сурнесь –бабаце
Тя сурнесь –атяце,тя сурнесь-аляце,
Тя сурнесь –тятяце, тя сурнесь - монць!
В России , средь березовых просторов,
Полянка есть - Мордовия моя !
Она, как песня матери, с которой
За горы уходил и за моря.
На той полянке город есть красивый,
Кормилец мой и вдохновитель мой.
Над Мокшею там наклонились ивы,
Такие же, как рядом над Окой.
Волну к волне соединяют реки :
И вот уже журчит одна струя.
Мордовия ! Любимая навеки!
Моя полянка - сторона моя.
Песня «Шачем крайняй» - исполняет Балясникова Настя
Ребенок :
Цветут сады, горят Рузаевские огни,
И мирный день шагает по планете.
Сегодня праздник , радостный такой :
Танцуйте, пойте, веселитесь дети!
Танец «Сударушка»
Ведущий :
Наша республика богата лесами, где живут звери, растут ягоды и грибы. А какие прекрасные луга, где растет сочная трава, цветут красивые цветы, жужжат пчелы, стрекочут кузнечики, а какие вкусные Красносельцоские, Арх-Голицинские, и Левженские яблоки, ягоды и фрукты.
Ведущий : А сейчас, ребята, отгадайте загадки.
1. Не дерево, а с листочками. Аф шуфта, а лопав,
Не рубашка, а сшита. Аф панар, а стаф,
Не человек, а разговаривает. Аф ломань а корхтай (книгась)
2. Поле белое Паксясь акша
Семена черные. Видьмотне равчт.
Кто умеет сеять, Кие машты видемост,
Тот умеет собирать ся машты кочкамост
(Чтение книги) (книгань лувомась)
А сейчас послушаем пословицы – валмуворкст
Ялгатне содавихть зиянцта - Друзья познаются в беде.
Виде кись инь нюрьхкяняс - Правдивая дорога самая короткая.
Шачема вастфтома ломанць, кода пизофтома - Без родного места,человек как без гнезда.
Шачема вастта питни мезьге аш - Дороже родного места – ничего нет.
Эсь кудсот стенатневок лездыхть - В своем доме и стены помогают.
Ведущий : В старину, да и сейчас, и русские, и мордва очень любили веселиться. На всех праздниках они пели свои национальные песни.
Песня «Лайме порась»
Ведущий : Прощаясь, мне бы очень хотелось пожелать вам :
«Пусть город начинается с тебя,
В его объятья ты на свет родился
В народе говорят совсем не зря :
Где ты родился, там и пригодился!
Средь дочерей и славных сыновей
Учись, взрослей и силы набирайся,
И стань хозяином Рузаевки своей.
И в реку жизни ручейком вливайся!»
Ведущий. И закончить наш праздник , я бы хотела такими словами : «Наш мордовский народ очень гостеприимный , и встречая своих гостей, он всегда угощает мордовскими блинами и мордовским напитком –позой »
Озак, озак, сими шову поза, ярхцак суронь пачат
Сяда мялезд ладят.
Мордовский народ вспоминает и поддерживает свои национальные традиции во время этого фестиваля, чтобы передавать их из поколения в поколение.
Со сцены сегодня звучали поздравления от первых лиц региона, а также от председателя межрегиональной общественной организации мордовского народа Юрия Мишанина и председателя областной Мордовской национально-культурной автономии Владимира Софонова. Артисты в национальных костюмах исполняли народные песни и танцы.
На Шумбрат в Ульяновск приехали гости из восьми субъектов Приволжского федерального округа, в том числе из Саратовской и Самарской областей, из республики Татарстан.
Поздравить мордву с праздником пришли представители национально-культурных автономий Ульяновской области. Татарскую национально-культурную автономию представлял Рамис Сафин. Он поздравил всех присутствующих с праздником Шумбрат и отметил, что посещает торжество каждый год. Пять лет подряд он вместе со своей семьей приходит на место празднования этого события и окунается в атмосферу дружелюбия и хорошего настроения, которая всегда царит на таких мероприятиях.